Строительство подводных лодок на «Дальзаводе» (1923 — 1945 гг.)

 

Содержание

1. Предисловие

2. Конструктор подводных лодок Б.М. Малинин

3. Начало строительства подводных лодок на «Дальзаводе»

4. V серия. Тип «Щ» («Щука)

5. Серия V бис. Тип «Щ» («Щука»)

6. VI серия. Тип «М» («Малютка»)

7. V бис 2 серия. Тип «Щ» («Щука»)

8. Х серия. Тип «Щ» («Щука»)

9. ХI серия. Тип «Л» («Ленинец»)

10. XIII серия. Тип «Л» («Ленинец»)

11. Х бис серия. Тип «Щ» («Щука»)

12. IX бис серия. Тип «С» («Сталинец»)

13. XII серия. Тип «М» («Малютка»)

14. XIV серия. Тип «КЭ»

15. Реорганизация конструкторской службы и создание Технического отдела на «Дальзаводе»

16. Великая Отечественная война. Проект бортового минного устройства

17. Итоги работ «Дальзавода» по строительству подводных лодок

 

1. Предисловие

В России заканчивалась гражданская война. 24 октября 1922 года в пригороде Владивостока на Седанке было подписано соглашение между японским командованием и правительством Дальневосточной республики об оставлении японскими войсками Владивостока иприлегающих островов не позднее 16 часов 25 октября 1922 г.

25 октября в 16 часов в город Владивосток вступили передовые части 1-й Забайкальской стрелковой дивизии и школа младшего командного состава 2-й Приамурской стрелковой дивизии. Гражданская война на Дальнем Востоке и присутствие интервентов закончились.

23 октября 1922-го года контр-адмирал Г.К. Старк увёл из Владивостока остатки Сибирской флотилии, имея на борту 10000 беженцев. Всего от острова Русский ушло 30 кораблей.

Бухта Золотой Рог, у причалов которой ранее стояли многочисленные суда гражданского флота и военные корабли, опустела. Дальневосточная окраина нашей страны, имея тысячекилометровую морскую границу, осталась без кораблей пограничной охраны и без военно-морского флота.

Экономика Приморья, как и всей страны, находилась в состоянии разрухи и голода, не хватало материалов, топлива, электроэнергии. Производственные предприятия в своем большинстве не работали.

29 декабря 1922-го года был подписан договор об образовании СССР. 12 сентября 1924-го года Совет Народных Комиссаров СССР принял план по восстановлению Военно-Морского флота (ВМФ). В решении этой задачи на Дальнем Востоке особая роль отводилась «Дальневосточному Механическому заводу», названному впоследствии «Дальзаводом». «Дальзавод» был создан для обеспечения боевой готовности кораблей Тихоокеанского флота России, а так же для выполнения ремонта кораблей Дальневосточного флота СССР.

На «Дальзаводе» в период 1923-1930 гг. для несения пограничной службы на Тихоокеанском бассейне переоборудуется в сторожевой корабль паровая яхта «Адмирал Завойко», получившая новое название «Красный вымпел», а затем сторожевой корабль «Воровский», переоборудованный из парохода «Ярославна».

В этот же период были подняты затопленные на территории завода миноносцы «Бравый» и «Смелый», которые под новыми именами «Потапенко» и «Лазо» вступили в состав военного флота на Дальнем Востоке. Все перечисленные корабли обладали довольно низкими тактико-техническими характеристиками (незначительные скорости, ограниченные районы плавания), и уже имели продолжительный срок эксплуатации. Они не удовлетворяли требованиям охраны столь протяженных границ Дальнего Востока, а тем более не могли обеспечить безопасность нашей страны в этом районе.

Состояние судостроительной промышленности СССР в предвоенные годы не позволяло создать в короткие сроки на Тихом океане надводный флот, способный противостоять Императорскому флоту Японии, включавшему 10 авианосцев, 10 линкоров, а также множество кораблей других классов. К тому же судостроительные заводы, способные пополнить военно-морской флот СССР новыми кораблями, находились в западной части страны. Постройка для Тихоокеанского флота подводных лодок на судостроительных заводах европейской части СССР, с последующим перегоном их на Дальний Восток, была сопряжена с рядом технических и организационных проблем.

Подводные лодки того периода времени были небольших размеров и мало пригодны для дальних океанских плаваний. Было принято решение изготавливать отдельные элементы подводных лодок на заводах, расположенных в европейской части нашей страны с последующей транспортировкой на Дальний Восток, где осуществлять их постройку.

Появление в то время у нашей страны на Дальнем Востоке многочисленного подводного флота явилось мощным сдерживающим фактором против возможной экспансии Японии. Япония проводила империалистический курс на политическое и военное господство в Китае, захват огромных сырьевых ресурсов этой страны, обеспечение владычества на Тихом океане, создавая мощный океанский флот, который к концу 1930 годов не должен был уступать по мощи американскому.

В 1931 году Япония вторглась в Манчжурию. Для зашиты Дальневосточной части СССР правительство нашей страны в декабре 1931 года приняло решение о создании мощного Военно-Морского флота на Тихом океане. Основным ядром этого флота должны были стать подводные лодки, при наличии эскадренных миноносцев, лидеров эсминцев, сторожевых и других кораблей.

Дореволюционная Россия не имела на Дальнем Востоке судостроительных заводов, способных строить корабли для ВМФ. Постройка судостроительных заводов в этом регионе в советское время требовала огромных финансовых затрат и значительного времени для реализации планов судостроения. Наименее затратным и быстрым решением защиты Дальневосточных рубежей нашей страны было развитие сил авиации и подводного флота. Приоритетное развитие подводного флота позволяло с минимальными затратами создать противовес возможной экспансии империалистической Японии.

С учетом изложенного правительство СССР приняло решение строить подводные лодки для ТОФ на «Дальзаводе», используя при этом технический потенциал судостроительных заводов западной части страны. Даже сейчас, по истечении многих лет трудно поверить, что поставленная задача массового строительства подводных лодок на судоремонтном заводе, находящемся на дальневосточной окраине, вообще выполнима, к тому же в условиях всеобщей разрухи и глубокого кризиса экономики страны, нехватки продовольствия, материалов, промышленного оборудования. Мало кто знает об огромной роли «Дальзавода» в строительстве подводных лодок для Тихоокеанского флота (ТОФ) СССР в годы, предшествовавшие началу Великой Отечественной войны.

На стапелях «Дальзавода» в короткие сроки были построены и спущены на воду, испытаны и переданы флоту десятки подводных лодок. Интересна история создания подводных сил ТОФ в годы, предшествовавшие началу Великой Отечественной войны. Решение Совета Труда и Обороны (СТО) предусматривало, в первую очередь, построить для Дальнего Востока 12 средних подводных лодок типа «Щ», причем, эти подводные лодки должны были вступить в строй уже в 1933 году. Согласно утвержденной правительством 6-ти летней программе для Балтийского флота, к этому времени в Ленинграде уже строились подводные лодки типа «Щ» III серии, однако для Тихого океана было решено строить подводные лодки типа «Щ» V серии, проект которых был разработан в Техбюро Балтийского завода под руководством Б.М. Малинина.

В начале тридцатых годов прошлого века на Дальнем Востоке в условиях разрухи промышленности началось массовое строительство подводных лодок. Трудом дальневосточных судостроителей к началу Великой Отечественной войны на «Дальзаводе» было построено и сдано флоту около 36% всех подводных лодок построенных в СССР.

Как и кто строил подводный флот на «Дальзаводе», рассказано в настоящих записках. В предлагаемых читателю записях использованы письменные воспоминания Валерия Григорьевича Желтовского о строительстве подводных лодок на «Дальзаводе», где он проработал много лет, пройдя путь от конструктора технического отдела завода до главного конструктора проекта Приморского Центрального Конструкторского бюро.

Далее

В начало

Автор: Пивоваров Юрий Германович | слов 1003


Добавить комментарий