Мешок яблок (Памяти Юрия Николаевича Шогина)

Блистательные шестидесятые годы. Подмосковный город Жуковский. Общежитие Лётно-исследовательского института, корпус 15 на улице Речной. Молодой специалист инженер привёз из Ташкента мешок яблок и положил под кровать в общежитии. (Тогда, это было неудивительно). Съел сразу несколько яблок, угостил друзей, все были довольны. На следующий день вынул яблоко, смотрит – пятнышко, почистил, съел. Осмотрел яблоки, вынул с бочками, почистил, часть съел, частью поделился с друзьями. Каждый раз вынимал с бочками, чистил и съедал их. Впоследствии рассказывал: «Вот, съел мешок гнилых яблок». Так бывает и в жизни: одни сразу съедают лучшее, другие оставляют лучшее на потом. Автор просит прощения, если кто-то почувствует здесь стиль притчи, и уверяет, что это не входило в его планы.

Между тем, Юрий Николаевич Шогин, а именно он был тем молодым специалистом инженером, успешно поднимался по производственной и общественной лестнице и в 1983 году был избран первым секретарём Жуковского городского комитета партии. Главным делом его жизни, в тот период, думаю, было строительство огромной, оснащённой по последнему слову техники, 11-этажной городской больницы. И всегда он, честно и бескорыстно, отдавал всего себя работе, городу, людям.

С 12 по 18 августа 1991 года в так называемом Инженерном корпусе ЦАГИ и на площадке перед корпусом состоялся Авиасалон. Мне довелось быть на этом авиасалоне непосредственным участником, демонстрировавшим свои разработки – что-то цветное и интересно мигающее на экране персонального компьютера, передового по тому времени. Юрий Николаевич Шогин внимательно, по-хозяйски осматривал все экспонаты, давал советы и указания; я был убеждён, что он и был организатором этого мероприятия. В последний день, в воскресенье на авиасалон с большой свитой прибыл четырёхзвёздный генерал, военный атташе сами понимаете какого посольства, по ходу заинтересовался моей экспозицией, побеседовал, подарил свою визитку. Визитку я хранил, потом потерял. На следующий день, в понедельник, я вывозил технику на предприятие, а тут вдруг случился известный путч и затем всё то, что случилось. Шогин перестал быть главой города. На территории Лётно-исследовательского института, как раз около командно-диспетчерского пункта, вдруг появился наблюдательный пост ставшей нам очень дружественной державы, а на другом режимном предприятии некий инструктор Роберт собрал в конференц-зале инженеров и научных сотрудников крупного научно-производственного подразделения и стал учить их, как составлять сетевые план-графики и деловые письма («мемо»): адрес должен располагаться слева, а не справа, в обращении надо ставить не восклицательный знак, а двоеточие или, в крайнем случае, запятую. Инженеры и научные сотрудники удивились всем этим новшествам и прямо спросили своё руководство (это был мой вопрос с места), помнит ли оно, сколько за тридцать лет ими, инженерами, было составлено деловых писем и сетевых план-графиков организации работ огромной кооперации предприятий и организаций. А потом неделикатно поинтересовались у руководства и заодно у зарубежного инструктора (это тоже был мой вопрос), когда, наконец, будет ликвидирована задолженность заработной платы за четыре месяца. Вопросы не понравились, занятия прекратились, инструктора больше не видели на предприятии.

А Юрий Николаевич стал активным организатором регулярных Международных авиационно-космических салонов на территории ЛИИ. Однако, когда МАКС стал серьёзным коммерческим предприятием, Шогина немного и аккуратно «подвинули».

Помню, когда-то Жуковский был очень уютным городком под сенью обширного реликтового соснового леса. Часть этого лесного массива называлась «Цаговский лес». Так говорили только жители города, да и то не все, а многие знатоки непременно возражали: «почему Цаговский?» Теперь это название знают в стране миллионы. И всё потому, что власти начали вырубать лес без согласования с местными жителями. Объяснение давалось простое, но не достаточно убедительное: строится дорога для МАКСа. Были многочисленные митинги протеста, демонстрации, шествия, лагерь защитников в лесу, колючая проволока, доходило до рукопашной. Юрий Николаевич Шогин, уважаемый человек в городе, на городском митинге, всего за год до своей смерти, возмущённо кричал: «Мы против того, чтобы вырубили лес, НАШ ЛЕС!» Всё это происходило в течение 2009-2012 годов. Несмотря ни на что, дорогу проложили и, похоже, намереваются продлевать дальше. Жуковский теперь не узнать, сердце разрывается.

Естественно, жизненные испытания и невзгоды не могли не отразиться на состоянии здоровья Юрия Николаевича. Он серьёзно заболел и лёг в больницу – больницу, построенную им. Все убеждали его, что ему нужна другая, более совершенная медтехника и его нужно перевезти в Москву, но он категорически отказывался: для людей строил, здесь и буду лечиться. Во время тяжёлой болезни Ю.Н. Шогина, менее чем за месяц до смерти, городской совет депутатов присвоил ему звание «Почётного гражданина города Жуковского». Многие близкие и друзья высказались по этому поводу с горькой усмешкой: Да-а, поздновато…

Судьба одного человека – и судьба страны.

Юрий Николаевич Шогин занесён в Интернет-портал «Космический мемориал»

http://sm.evg-rumjantsev.ru/news03-08.html

При воспоминании о Юрии Николаевиче в памяти возникает образ надкушенного яблока. И символ этот появился раньше, чем известный логотип Стива Джобса.

Шогин Юрий Николаевич
1 сентября 1934 – 14 июня 2013

Примечание: видео городского митинга 24 марта 2012 года можно посмотреть на сайте Грани.ру:

http://grani.ru/Politics/Russia/activism/m.196951.html

1 сентября 2015 года в городе Жуковском на стене дома, где многие годы жил Юрий Николаевич, открыли памятную доску. На ней изображён гравированный портрет Шогина, памятный текст гласит: «В этом доме с 1982 по 2013 гг. жил Шогин Юрий Николаевич, Почётный гражданин города Жуковского, один из основателей Авиасалона МАКС, 1-й секретарь Городского комитета КПСС с 1984 по 1991 гг.»

http://zhukvesti.info/articles/detail/37535/

Автор: Никонов Евгений Константинович | слов 765 | метки: , ,


Добавить комментарий