В СССР

М.Исаковский «В дни праздника», 1951 г.

…И мы горды, что это явью стало,
Что ты, Россия, сделалась такой.
Исполнились великие начала,
Начертанные ленинской рукой.

Помню, c каким с энтузиазмом примерно в 4-м классе я учил это стихотворение, оно мне очень нравилось. Внимал словам и был счастлив, что живу не в буржуазном мире, не в темном прошлом, а в счастливом настоящем, и впереди у нас коммунизм, с которым уже ничто не может сравниться. В начальной школе я был вполне советским, это потом получился разлад, и уже свысока смотрел на идейных комсомольцев, — я уже прошел это и теперь понимаю, что они заблуждаются. Точно также смотрю сейчас на антироссийских критиков и с удовлетворением отмечаю, что вырос из таких заблуждений, теперь я взрослый и разумный. (20.01.2016)

А.П. Межиров
В одной из телепередач была беседа поэтов, обсуждающих творчество «последнего поэта-фронтовика» А.Межирова (умер в 2009-ом). К сожалению, он мне не был знаком, как и многое другие советское поэты. Выступавшие единодушно говорили о том, что он останется в русской поэзии. Не знаю уровень собравшихся, из них мне знаком лишь очень старый поэт Е.Евтушенко. Посмотрел стихи Межирова в Интернете. — Сильного впечатления нет, но стихи надо читать медленно, вдумчиво, а еще лучше, — запоминать. Не могу сейчас себе это позволить. Впрочем, тут лукавство, — просто не было поэтического настроения.

Цитировать что-нибудь рискованно, т.к. случайные строки могут стать «визитной карточкой» поэта, не имея на то никаких оснований. Но все-таки приведу пару строф:

Проснуться в восемь
И глядеть в окно.
Весна иль осень -
Это все равно.

Лишь только б мимо,
Всюду и всегда,
В порывах дыма
Мчались поезда.

Стихи звучат в ритме стука колес поезда. Они о России, о ее широте и постоянном движении, что есть следствие широты. Поэт много писал о Родине, он по-советски патриотичен, одно из стихотворений называется «Коммунисты, вперед!». Понравились:

Может родина сына обидеть,
Или даже камнями побить,
Можно родину возненавидеть.
Невозможно её разлюбить

Или слова, ныне актуальные, как и много лет назад:

Мода шествует важно по свету,
Означая, что вовсе исчез
Бескорыстный, живой интерес
К естеству, к первородству, к предмету.

- Мне это близко и понятно, — социум всеми способами отодвигает природу, естество. Для  социума более важна не суть, а видимость.

Интересно было слушать речи собравшихся поэтов о России. Они раскрывали содержание известных слов: «Поэт в России больше, чем поэт». Разговор был о том, что русская идентичность, по их мнению, будет жива лишь до тех пор, пока в России будут любить, читать и писать стихи. Без этого не станет ни государства, ни народа. Говорили о русском культе красоты, ссылаясь на летопись и князя Владимира, который для выбора религии послал гонцов во все концы, и был очарован красотой обряда в Царьграде. Когда-то я тоже обратил внимание на этот сюжет из «Повести временных лет» и на то обстоятельство, что именно красота определила выбор веры. А еще, во время недавнего рандеву на Кубе, я заметил скромность облачения папы Римского и подчеркнутый блеск одеяний патриарха Русской православной церкви.

Однажды в газете прочитал приговор-эпилог: «Поэт в России больше не поэт!». Но (слышал от преподавателя) студенты сейчас едва ли ни поголовно пытаются изъясняться между собой стихами. Это радует и обнадеживает. Неважно, что стихи порой наивны и слабы, они дают фон и почву, в которой прорастут цветы. Две фразы: «Красота спасет мир» и «Россия спасет мир» взаимно непротиворечивы.

* * *
Межирову все-таки хочу возразить. — Не соглашусь, что «живой интерес к естеству, к первородству, к предмету» безвозвратно утрачен. Природа такого просто не допустит! Интерес останется, хотя, действительно, снаружи и внутри у нас природного становится все меньше. Тоска по утраченной природе присутствует, во всяком случае, у меня и у представителей моего поколения. У моего сына такого интереса долго не было, но в определенном возрасте тоже пробудился. (18.02.2016)

Пятигорский
Документальный фильм «Беседы с Пятигорским». Это имя мне знакомо от Э.Лейтана (русско-латышского происхождения), в 2008-09-ых годах я с ним дискутировал. Помню, очень не понравился текст, который он написал по поводу смерти философа-атеиста Виталия Гинзбурга в 2009-ом, я тот текст довольно резко прокомментировал. На него тогда многие обиделись.  Пятигорский из Тартусского круга семиотиков, возглавляемого Лотманом, к нему Лейтан относился лояльно.

Записи бесед 2001-03 годов, похоже, — любительские, во всяком случае, антураж соответствует времени, — бедность и ни малейших попыток раскрасить серое окружение. Разговор был не по существу, — о философии, вопросы-ответы.
- О чем говорит философия?
- Ни о чем. Если рассматривать предмет во всей его полноте, — это уже будет не философия. Собственно, только философы понимают, о чем они говорят и понимают друг друга.
- Как стать философом?
- Человек, желающий освоить философию, должен иметь уже некоторый задел собственных рассуждений. Иными словами, чтобы стать философом, немного философом уже надо быть.
- Оказывает ли влияние философия на Вашу жизнь?
- Да, это линия, вдоль которой происходит мое движение…

Всего не вспомню, но слушать было интересно и приятно. «Не от мира сего» — вполне подходит для характеристики Пятигорского, антураж, возможно, преднамеренно оставили, как есть, — в духе его слов. Постоянно курит папиросы, одну за другой, — это уже выглядит непривычно. (19.02.2016)

Отдать все
Пытался опять послушать Пятигорского, но у нас уже был большой сбор, не очень получилось. А тема интересная, — об отношении философа к женщинам и к соответствующим физиологическим актам. Успел только услышать ответ на вопрос: «Как повлияли женщины на его жизнь?» — Никак. Далее меня отвлекли. Потом успел поймать еще одну мысль. Пятигорский хорошо знает буддизм, сравнил с ним один из назидательных эпизодов евангелия, где призывают «отдать последнюю рубашку». — Да кому нужна твоя последняя рубашка! В буддизме призывают к другому — стань богатым, и когда, наконец, ты ощутишь свое богатство, — отдай все! По моему мнению, это лукавая позиция, никто никогда не ощутит свое богатство, всегда хочется большего и потому никогда не отдаст. Хотя, может быть, в этом и есть высокая мораль, — ощутить богатство, даже если оно заключается в «последней рубашке», т.е. здесь важно «последнее», — не важно, что. — В общем, говорят эти религии по-разному об одном, а я, пожалуй, соглашусь с восточным вариантом, — богатому отдать свое труднее, чем бедному. Оттого юные более склонны к суициду, чем зрелые, — им еще нечего терять. (20.02.2016)

Подражания
Когда-то мы были совестью Запада, т.к. находили в нем темные стороны и старались показать, что у нас такого нет. Запад для СССР было тем же самым. Так мы и тянулись вверх, глядя друг на друга, то подражая, то критикуя. Теперь сопоставить не с кем, везде все однородное,  — разное, но не антагонистическое. (07.03.2016)

СССР
Место СССР — в истории, и оно со временем, мне кажется, будет возрастать. — Не часто проводятся социальные эксперименты, я другой такой страны не знаю. Был четкий план, который несколько поколений пытались осуществить. Но, к сожалению, наши руководители не услышали слова К.Маркса о том, что его учение «вечно живое, предполагающее развитие», т.е. чуждое догматизма. Как было сказано в учебниках, «лицо марксизма через сто лет изменится до неузнаваемости» (дословно не помню, но смысл таков). Наши руководители это игнорировали, — в отличие от Ден-Сяопина. Лет двадцать назад меня пугал «китайский эксперимент», — тоталитарные методы и рыночная экономика, — все как у Гитлера! Надо сказать, что у Гитлера в смысле экономики тоже получилось, и очень быстро. (07.05.2016)

Будущее
Советская жизнь была устремлена в будущее. Всем нравится такая концепция, когда есть уверенность, что «завтра будет лучше, чем вчера». Это идеология прогресса.  СССР рухнул, когда его граждане перестали верить в светлое будущее, когда осталось только темное прошлое и серое настоящее. Но как-то не получается у нас (или у меня) жить настоящим днем, это скучно. Возможности не безграничные, они ограничены реальностью, а в ней мало места для фантазий. Я любил будущее, любил фантазии, возможно, был идеальным продуктом советского воспитания, но не любил советское, с тоской и восторгом смотрел на Запад. И было желание выучить языки, хотя бы английский, или немецкий, в совершенстве. Не для того, чтобы путешествовать по миру, — такой перспективы не было, но чтобы читать книги и газеты без большой цензуры. (28.07.2016)

Советское
«Что пройдет, то станет мило» — Это, в частности, про наше советское прошлое. Оно мне казалось отвратительным, когда в нем жил. И вот теперь, через 30 лет после кончины, Советское государство стало обретать приятные черты. (10.12.2016)

Элита
О представителях дворянских родов: «Глубоко верующие, становились вполне светскими людьми, занимали высокие государственные посты». Казалось бы, одно с другим плохо согласуется, но примеров немало. «С лету» назову Н.Михалкова, О.Янковского, А.Толстого, но если покопать всерьез, список будет велик. Могу предположить две причины. Первая внутренняя, она касается генетики и воспитания, которые способствуют тому, чтобы быть наверху. Вторая вытекает из судьбы России, которая после всяких потрясений непременно возвращается к своему державному состоянию, форма проявления которого не имеет большого значения. В 30-е годы, по нашим представлениям самые страшные, известные эмигранты понемногу возвращались, поскольку внешний образ страны стал принимать приемлемые черты. (06.02.2017)

Правда
Русские любят «правду». На Западе чтут не правду, а закон. В Германии помимо закона любят еще рациональность. И то, и другое, бывает, противоречит правде, что дает оправдание многим неправедным моментам. А вот русскому, свершающему злое дело, нет оправдания, поскольку мы почитаем правду «в чистом виде», не обремененную ее формальными искажениями.

Другое дело, что у каждого правда своя, отсюда и вырастают все беды. По большому счету, правда эфемерна, мы почитаем нечто нереальное, «потустороннее», к чему невозможно прикоснуться, увидеть, ощутить. Т.е. мы почитаем Бога, причем своего собственного, который присутствует в нас, как домовой сидит в каждом доме и влияет на события в нем. Великие пророки — Иисус, Моисей, Магомет, Конфуций, Маркс-Энгельс-Ленин пытались установить законы всеобщей правды, но человек изобретателен и всегда находил способы попрания этих законов. В России живут свободные люди, они не любят законы. А с правдой проблемы, она ускользает, все время приходится ее искать. — Уходит в другое измерение, где найти ее ухе невозможно. И люди ищут другие измерения, уходят в монастырь, на Запад, в работу, — существует немало мест, где можно забыть о том, что существует правда.

В советские времена к «русскому» было не такое отношение, как сейчас. При большом разнообразии народов, — от эстонцев до таджиков и чукчей, можно было говорить о национальных особенностях, в качестве русского предлагались народные песни, танцы, наряды. Мне не нравилось «лубочное» русское и такое негативное отношение распространялось на все понятие. Я не хотел считать себя русским, более нравилось определение «гражданин мира». Казалось, что нации — атавизм и когда-нибудь можно будет забыть о всяких «национальных особенностях».

Сейчас мое отношение изменилось, я принял идеи, которые дошли до меня через профессора Чебанова и через чтение книги современного микрофизика. Они говорят о том, что необходимым условием не только развития, но и самого существования является многообразие. Его надо сохранять в любых формах. Многообразие подразумевает большое сходство при множество мелких различий. Блестящий пример, — Украина и Россия, — почти одинаковые, но со множеством собственных нюансов. Украина, если сильно не изменит свою суть, в Европе будет инородным телом… (20.06.2017)

Первомай
Недостает мне первомайской демонстрации трудящихся. Когда-то казалось, что праздник — не праздник, если я не был на демонстрации. По улицам из громкоговорителей раздавались радостные голоса, что, как ни странно, поднимало настроению. А еще ранее, мне нравились трамваи, облепленные со всех сторон людьми, направлявшиеся в центр. Из Невского района. где я жил, трамваи доходили лишь до начала Невского проспекта. Мне нравилось цеплялся и ехать так вполне легально, я был еще совсем юным… (01.05.2017)

Аномалии
Присяжные призваны смещать решение суда от формальных конструкций в сторону правды. В советской системе подобную роль исполняли партийные органы, они располагались над судом, но как и все прочее, были коррумпированные. А в теории было хорошо: «Партия — ум, честь и совесть нашей эпохи».

Коммунистическую идею, как и ее носителя, СССР, погубила коррупция. Она же, кажется, способна погубить и современную Россию.

Наверно, это какое-то врожденное природное качество — присваивать себе все, что кажется необходимым и до чего можно дотянуться. Но цивилизация отодвигает природу во всех ее проявлениях на задний план и пытается встроить моральные регуляторы на пути удовлетворения желаний. Западная цивилизация отличалась, в частности, тем, что старалась быть по-возможности терпимой к природным проявлениям. Этим она и увлекла наш народ в период перестройки. Сейчас там идут дальше, толерантность бьет через край.

Интересно, что коммунизм пытался удовлетворить природное качество присвоения другим путем, выдвинув лозунг «Каждому по потребностям!»… (21.06.2017)

Имена
 Посмотрел кусочек передачи о встрече с Кареном Шахназаровым. Он отвечал на вопросы, рассказывал о себе, о советском кинематографе. Перечислил имена режиссеров Мосфильма, — действительно, список большой, впечатляет. А был еще Ленфильм, Грузия-фильм (это я про то, что тоже впечатляет). , Советский кинематограф был на высоте. Шахназаров оптимист. После перестройки не осталось ничего и никого. Сейчас есть материальная база, а имена непременно появятся. И не надо нам копировать Голливуд, или еще кого-то, у нас есть своя традиция…

Я не исключаю, что уже сейчас есть имена, которые потом станут большими, великими. Современники не всегда это видят, не всегда понимают. Мне нравились фильмы Тарковского, но у него было немало критиков, которые не стеснялись в выражениях в адрес молодого режиссера…  (09.07.2017)

Коммунизм
С коммунизмом все непросто. Меня сформировала хрущевская оттепель, и через всю свою жизнь я пронес антикоммунистические настроения. Теперь их растерял, понял, что явление сложнее, чем оно предстало в образе Советского союза. Явление даже в теории противоречивое, имеющее как для отдельного человека, так и для всего человечества свои плюсы и минусы. Основоположники поставили вопрос, но их последователи-марксисты так и не дали на него ответ, идея осталась не проработанной. Есть отдельные черты, но нет содержания. Сейчас понимаю, что вне зависимости от желаний, установок и революций, весь мир постепенно сползает к коммунизму, причем быстрее всех к нему движется Америка, сама того не сознавая. (27.08.2017)

Антисоветское
Случайно наткнулся на фильм «Человек-амфибия» и посмотрел с былым удовольствием. Мне было 12 лет, когда впервые его увидел. — Молодой Казаков, прекрасная Вертинская, — она надолго стала для меня эталоном женской красоты. И сказочный «Запад», он будил фантазии. Этот фильм — один из тех, что воспитал поколение, развалившее Советский союз.

Потом я немало смотрел фестивальных «антисоветских» фильмов, читал «антисоветскую» литературу. Собственно, мне вся классика казалась антисоветской, и если бы работал в Главлите, все бы запретил, не только Достоевского. Мне казалось, что я тонко чувствую, что можно, и что нельзя. И очень нравилось, когда «нельзя», это особенно возбуждало эмоции и мысли. В той классической литературе я видел людей, каких не встречал в реальной жизни. Казалось, что они все остались в досоветском прошлом. Герои советских книг не казались столь глубокими. (18.01.2018)

Соцреализм
Советская страна осталась не только в воспоминаниях, но и в явлениях культурных, — в книгах, музыке, фильмах. Я уже отдавал должное направлению «Социалистический реализм», который на Западе понимали как стремление «показывать не то, что есть, но как должно быть». Сейчас скажу так. — Да идеализация. Но это она полезна в качестве примера для понимания того, какой должна бы быть жизнь. И в реальности уже пробивались ростки того, что было можно высветить, увеличить и показать.

Иногда на ТВ мне попадаются «традиционные» индийские фильмы. В них идеальные герои живут в идеальном мире, слабо похожем на реальность. — Значит, не только в советской культуре была такая потребность. Американские фильмы, надо сказать, тоже далеки от реальности. (21.01.2018)

Предприятия
Военные заводы, — понятно, канули в перестройку. Но была в Петербурге фабрика по производству обуви «Красный Треугольник», — большое предприятие, созданное еще до революции. Недавно проходил мимо, — нет фабрики. Два огромных корпуса, выходящие на Обводный канал стоят, заброшенные, с выбитыми стеклами. — Вид печальный.

Моя теща в детстве жила на этой фабрике, — прямо на территории располагались жилые бараки. В одном из бараков такого типа я когда-то бывал вместе с отцом, там жили его друзья. — Это были одноэтажные деревянные здания на территории завода  «Металлокомбинат». За входом был коридор, по обе стороны вдоль него располагались комнаты, как в гостинице. Территория завода огромная, обнесена колючей проволокой, почти не охранялась. Мы проходили через дыру в заборе, так было ближе. (23.01.2018)

Соблюдение технология
Приезжала давняя знакомая с дочерью. Мы когда-то работали на одном предприятии (в разных его отделах). Разговор зашел о том, как строго в советские времена соблюдались технологические требования. В то время такая строгость сильно возмущала, казалась нездоровой. Сейчас так не кажется. Все системы производства были четко отлажены. В 90-е предприятие закрылось. (01.02.2018)

Для других
По-советски и по-русски основной принцип такой: имеют приоритет интересы не личные, но общественные, представленные в форме задания «сверху». В Америке и Европе, как понимаю, это категорически не так. — То, что делается «не для себя», должно быть обязательно оплачено, и других мотивов для работы нет. (17.02.2018)

Другое время
По каналу «Культура» крутят старые документальные фильмы, один из них вчера немного посмотрел. 1960 год, размах строительства пятиэтажек. Обратил внимание на кадр. В микрорайоне магазин, универсам, один из первых. Крупный план: счастливая москвичка медленно идет с тележкой по магазину и отправляет в нее продукты. — Фасованный картофель в сеточке, сверху кладет буханку хлеба. Естественно, без пакетика, берет руками и кладет прямо на картофель. — Гигиенический кошмар! Но это по-нынешнему, оператор его не замечает, там все хорошо. Другой фильм, про детей. Кадр: ребенок в углу плачет. — Это наказание, без него никак! — Все хорошо, гуманно, не на горохе ведь стоит и не ремнем воспитывают. А ныне выглядит плохо, на Западе при таких картинках поднялась бы общественность, забрали бы ребенка из этой ужасной семьи, а может и судили бы родителей за издевательства. — Другое время, другие нравы, другая жизнь во всех проявлениях.  (20.02.2018)

 

Галич
Впервые услышал это имя примерно в 1965-66-м, вскоре после Высоцкого. Критичность Высоцкого к Советской власти принималась на ура, а к Галичу отношение было настороженное, — он казался слишком резким в своем антисоветизме. В техникумовской студенческой среде середины 60-х он не был очень популярен. Правда, некоторые его песни мы приписывали Клячкину и другим авторам, а с Галичем (из популярных) связывали только «Облака». Надежных источников информации не было, — кто-то где-то что-то слышал и воспроизводил.

Мои ленинградские сверстники были настроены крайне критично по отношению к власти, чего нельзя сказать про другие края. — С другой молодежью, с другими мнениями и песнями, я столкнулся в армии, — народ там был со всего Союза, — в основном, аполитичный или просоветский. Впрочем, возможно, само место диктовало такой репертуар и соответствующее его восприятие. 04.03.2018

Окуджава
Ночью смотрел запись встречи Б.Окуджавы 1992 года. Он пел песни, читал стихи, вспоминал, отвечал на вопросы. — С удовольствием посмотрел. К тому времени он стал совсем старым, что было заметно. — Не стремился к «высокому качеству» исполнения, иногда забывал слова, — зал ему помогал, зрители репертуар знали наизусть.

В то время только что распался СССР, Окуджаву спросили, как он относится к этому распаду? Ответил — Какой распад? Это поиск новой организации того, чем был СССР. Все соберутся снова вмести, но по-другому. — Такие в то время были надежды, он не верил в реальный разрыв. Посчитал, сколько было лет Окуджаве в 92-м году, получилось столько же, сколько мне сейчас.  (09.05.2018)

Цветы
У советского «образа жизни» было много интересных нюансов, которые мы помним, но передать молодежи их затруднительно, они не смогут понять. Потому останется отношение к советскому однозначно черное. — Там не было ничего достойного. Говорят, не любят в Литве Донатаса Баниониса, в Польше — Ану Герман. Возможно, и великого Станислава Лема не любят, как и прекрасный польский социалистический кинематограф. — Обидно за поляков, литовцев, да и за всех нас обидно. — Не следует красить все в один цвет, даже если он преобладает. Всегда «цветет 100 цветов», как говорил Мао, — на любой почве.  (27.05.2018) 

Революция
Революция противоестественна, именно ее надо ненавидеть всеми фибрами души. Не Советский Союз, который вырос из революции, а сам переворот. У нас как-то эти два образа сливаются в один, — осуждение революции влечет за собой неприятие СССР. Традиция берет начало от тов. Сталина, который, подхватив революционное знамя, расправился с крайностями революции и с ее главным идеологом и руководителем Троцким. Ныне неприятие СССР переносится на Россию. По большому счету, мы, как немцы, должны бы посыпать голову пеплом и каяться за революцию. Однако, она творила свои темные дела внутри страны, не очень выходя за ее пределы. И я не уверен, что сам принцип подобной ответственности верный. точнее, уверен в обратном, — большинство прекрасного, светлого, вырастает на сомнительных основаниях.  (29.06.2018)

Общее дело
Работать до ночи, ночевать на работе, — это по-советски. Были у меня такие эпизоды, когда наступал ответственный момент, — сдача прибора, итог долгого труда коллектива. И если что-то вдруг не получалось, не было даже мысли покинуть поле боя. А еще раньше была армия, сначала с нарядами, потом, — с учениями.

Интересно, — как там, на Западе, бывают ли ситуации, когда ответственность за общее дело становится выше личных интересов и желаний? Когда она заставляет идти до конца, не ожидая материального вознаграждения. Или это свойственно только нам, воспитанным на социалистических принципах? Я плохо относился к социализму, но сейчас понимаю, что социальное должно быть выше индивидуального.  (07.06.2018)

Все другое
Представляю, как было неуютно жить людям моего возраста в 20-30-е годы, когда все вокруг стало другое, чуждое сложившимся привычкам и стереотипам. И только Гражданская война давала некоторое оправдание, — в сравнении с ней, все было хорошо. (13.08.2018.)

Вопреки логике
Об энтузиазме. Я склоняюсь к метафизическому пониманию его истоков, поскольку обычно все происходит «несмотря на, вопреки…» . Войну выиграли те, чье становление началось в 20-е годы, — не самые лучшие, и не самые советские. Их воспитание завершалось в 30-е, — под массовые репрессии. Есть мнение, что Гитлер предполагал — России сопротивления не будет, люди будут рады любому, кто избавит их от дикого большевистского режима.

Другой период — конец 50-ых — начало 60-ых, когда на арену вышли стиляги, решительно отрицавшие все советское. — Они родились в 30-е, застали войну и должны бы стать самым просоветским поколением, — их воспитанием серьезно занималась Советская власть,у них  не было опыта жизни при царе а заграница была недосягаемой. Победа в войне должна бы способствовать утверждению патриотических настроений. — И вот, случилось все наоборот. Из «шестидесятников» вышли диссиденты, которые в конце-концов, сломали советскую власть…

Потому, я не берусь делать предположения, куда поведут нас дети 90-ых. В Китае бывшие хунвейбины повели страну к капитализму под красными знаменами. (14.08.2018)

Единение
Мы плоть от плоти того места и той страны, где родились. Составляем с ней единое целое, — в физическом и духовном смысле. О материальном единении со своей землей пел советский Вахтанг Кикабидзе: «Ты вся уже во мне, а я уйду в тебя…» (Теперь он антисоветский, вероятно поет другие песни). (15.08.2018)

Коммунизм
В какой-то передаче услышал мнение о том, что компартия СССР даже не стремилась к коммунизму, все слова на эту тему была фикция. И ничего, даже отдаленно похожего на коммунизм (или на его первую стадию), у нас построено не было. К истинному коммунизму, как говорил этот человек, идут наши китайские товарищи. К сожалению, тема передачи была другая, а было бы интересно проследить логическую цепочку такого вывода. (20.08.2018)

Возможности советского периода
В восточном направлении я добрался до Сахалина. У руководителя экспедиции (по фамилии Паламарчук) был в планах полет над Камчатку, но почему-то не осуществилось. — В его практически полном распоряжении был самолет ИЛ-14, на котором мы могли лететь куда угодно. Такова была советская действительность, — безмерная свобода, принципиальная возможность обладать тем, что принадлежит государству. Вспоминаю рассказ Юлии Борисовны, как она решила прокатить приехавших из Москвы театральных гостей на другой берег Байкала. — Все просто! Пришла к знакомому, в ведении которого было судно, договорилась с ним и он прокатил. — Все как в фильме «Особенности национальной охоты» (эпизод с коровой в самолете). Один мой знакомый как-то рассказывал, как он купил автомобиль в Ташкенте и переправил его в Ленинград на самолете, — договорился! Советский союз был страной неограниченных возможностей, надо было только уметь ими пользоваться. Впрочем, так везде и во все времена. (26.08.2018)

Романтика революции
Слова «Красная гвоздика» навевают настроение «революционной романтики»… — Это советское словосочетание. Какая может быть романтика в кровавой драме! — А вот, поди ж, была!. — Оттого, что революциями занимаются люди молодые и побуждают ее фантазии. В молодости я тоже с тоской смотрел на запад и грезил о политической, а также о сексуальной революции. Сейчас я бы запретил любые политические действия лицам до 35-ти лет.   (03.10.2018)

Лишенцы
«Лишенцы» — как-то так после революции называли лишенных «гражданских прав». Вероятно, в то время это было важно. Вот если сейчас меня вдруг не окажется в списках избирателей, я не буду сильно огорчаться, возмущаться. Ну, разве что подумаю, а жив ли я? — С точки зрения государства.  (12.10.2018) 

Традиции
Наверно, это большая претензия, давать кому-то советы.

Удивляют традиции разных народов. На Кавказе, например, прислушиваются к мнению стариков, не спорят, стараются исполнить пожелания. А иногда, их мнение — закон. В России почему-то все не так, к старшим относятся, в лучшем случае, снисходительно. Молодым советы не нужны. Оттого и бросает страну из стороны в сторону. — Плохая традиция, надо менять! Но я не представляю, возможно ли такое в принципе? Другие традиции — другой народ. Все взаимосвязано, — одно потянет за собой другое.

Вспоминаю, что в былые времена много говорили о формировании советских традиций. Не могу сейчас сказать, сохранилось ли что из того, что внедрялось? Впрочем, «советские традиции» часто оказывались русскими, только в другой упаковке. — Как «моральный кодекс строителя коммунизма». На Украине борются со всем советским. Интересно, как низвергают они этот почти библейский сюжет? (03.11.2018)

Советское
Когда-то отмечал 7 ноября, но праздником, позитивным событием не считал. Да и сейчас не считаю, хотя к советскому стал добрее. И когда бываю на Дворцовой площади (нечасто), вспоминаю не матроса Железняка, но выезд царственных особ. Революционная картинка в памяти не от Эйзенштейна, но от Джона Рида («10 дней, которые потрясли мир»). Он сочувствовал революции и решительно опровергал слухи о массовом изнасиловании дам женского батальона охраны. — По его сведениям, таковых было всего три эпизода.

Нет у нас преемственности поколений. Мой дед был сельским партийным управленцем, мама — абсолютно просоветская, боготворила Сталина. А из ее сына получилось черт-те-что! — Это при том, что она серьезно занималась моим воспитанием. Как результат, — с 12-ти лет я интересовался политикой, регулярно читал газеты. Они, советские газеты, быстро изменили мои просоветские политические взгляды. Наверно, я мог бы остаться верным ленинцем, если бы газеты не читал. — В них, освещавших текущую политику, я вдруг обнаружил много откровенной лжи. Из этого факта делаю вывод, что СМИ всегда были лживыми, даже при серьезной (интеллектуальной) советской цензуре. — Жанр такой, с этим ничего не поделаешь! — Тут я соглашусь с высказываниями президента Трампа о СМИ. (07.11.2018)

Планетарное
Мне нравится «планетарный» образ мышления, внедренный советским воспитанием. — С детства нам не безразлична судьба угнетенных народов. Правда, в советском контексте старались не упоминать об их отсталости. Несмотря на то, что теория Лысенко была отвергнута в начале 50-х, в мои 60-е и далее, было убеждение, что все беды кроются в условиях, и проблемы можно решить воспитанием. (06.01.2019)

Памятные даты
Не вспомнил про ДР комсомола, да наверно и не знал этот день. Мне более знакома дата 19 мая, — День рождения пионерской организации. Мой интерес к общественно-политическим организациям остался в далеком детстве. В молодости я был не то чтобы аполитичным, — все было много хуже, я с восхищением смотрел на Запад и не принимал все советское. Сын упрекает меня, — «Такие как ты развалили Советский Союз»! Наверно, он прав, но я, как и все, был не более чем инструментом неведомой силы («глубинного государства»), которая вершила свои дела. (30.10.2019)

Черная пятница
Я часто слышу про «черную пятницу», — так экономисты раскрашивают дни недели. Впрочем, знаменательных дней на неделе много. В СССР четверг запомнился как «Рыбный день». Потом рыба тоже закончилось, четверг перестал выделяться. (05.12.2019)

Материальные и духовные ценности
Не соглашусь, что в советские времена «не интересовались потребностями людей». — В частности, очень интересовались духовными потребностями, их формировали, и по факту, получалось неплохо. А материальные потребности были всегда на втором плане. Приоритет материального материалисты отрицали. Сейчас приоритеты сменились, и мне, воспитаннику Советов, они чужды и неприятны. Но я верю в то, что грядущее товарное изобилие по-коммунистически резко понизит значение бытовой экономики, а следовательно, зарплат и вообще, денег. Стимулы к работе станут другие. Примерно такие, как, например у моего друга Баташова, — делать полезное для всех.

Есть в этом элемент самоутверждения, который сродни социальному возвышению. Нобель всего лишь заработал денег и хорошо ими распорядился. И мы вспоминаем его добрым словом. (10.12.2019)



Мой Адрес — Советский союз
Моя Эстония
Час волка
Начало
В Невском районе
Школьный вальс
В деревне
Оттепель
Ленин и Сталин
Радио
Крещение
Дом на 3-й Советской
Будни советского времени
Советский народ
Александр Березницкий и его время
Иосиф
Ксения Александровна
Дорога в Архангельск
Образы и ситуации
Начало дачного движения
Случайные письма военного времени

Октябрь 1964-го/
У Черного моря
Листая старые письма
ЦНИИ «Гранит»
В экспедиции «Севморгео»
В патентном ведомстве
Баташов Сергей Васильевич
В армянском селе
Романтик советского времени
В Зеркале Андрея Тарковского
Письма из казармы. Год второй
Соловьев Юрий Васильевич
Андрей Макаревич
Гореть, не угасая, невозможно
Тетрадка для стихов
Бытовые 50-е
Первые аккорды перестройки
8 Н.С. Михалков
Служба в Советской армии
Ф.Горенштейн «Попутчик»
Ф.Горенштейн «Место»

 


Автор: Ханов Олег Алексеевич | слов 4645


Добавить комментарий